среда, 30 мая 2012 г.

Сокровища московских улиц и переулков, ч.2

Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, 40),


построенный по проекту Казакова для российских монархов, теперь — Дом приемов столичной мэрии с отелем де-люкс. До революции императорская фамилия использовала свой Путевой дворец для коронационных приготовлений перед торжественным въездом в Москву и в качестве летнего загородного замка. А когда она съезжала, резиденция становилась бесплатным музеем. При Юрии Лужкове памятник освободила занимавшая его Военно-воздушная академия имени Жуковского и его на деньги столичных налогоплательщиков перестроили под элитарный Дом приемов.

О, об этом "домике" мне недавно попадалась целая статья с чудесными фотографиями. Сейчас поищу и дам ссылку.
Ага, нашла.
Вот - статья, а вот альбом
И несколько фото оттуда





Особняк Ермолова-Коншиной (Пречистенка, 20)


Одно время принадлежал Алексею Ермолову, царскому наместнику на Кавказе. В 1921-м советское правительство отвело особняк Айседоре Дункан и ее школе танца. Помните, в "Собачьем сердце" Вяземская и Швондер, "уплотнители" профессора Преображенского, негодовали: "Столовых нет ни у кого в Москве, даже у Айседоры Дункан". Имелся в виду как раз этот дом. Сегодня в роскошных интерьерах (здешняя изюминка — знаменитая Мавританская комната с золотыми дверями) обитают начальники Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса.


Фото из альбома "Московские особняки"
Из старых фото нашла только такие:

Особняк А.И.Коншиной. Боковой фасад. Фотография начала XX века

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века

Усадьба поэта, героя войны 1812 года Дениса Давыдова (Пречистенка, 17)


Фото отсюда
Усадьба Давыдова (Пречистенка, 17) во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками, включала сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.; в 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора, а главное здание перестроено в стиле раннего классицизма.

После пожара 1812 дом восстанавливался, был надстроен мезонином с широким арочным окном и получил величественную ордерную декорацию в виде сдвоенных и одинарных коринфских колонн, фланкирующих главный вход. Боковые части главного здания и флигеля надстроены в 1830-х гг., в 1869—74 перестроены А.А. Обером. В 1835—37 усадьба принадлежала поэту Д.В. Давыдову, её посещал А.С. Пушкин. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия.
Отсюда
Тут меня посетила некая крамольная мысль. Всего два года с небольшим поэт был владельцем этого особняка. А до него хозяевами были тоже очень достойные люди. Ничего не имею против поэта-гусара - совсем наоборот, он мне очень симпатичен. Это просто так, бормотание себе под нос, не стоит обращать внимания на вздорную старушенцию. Пусть будет "усадьба Давыдова".
Впрочем, на форуме Алекса Экслера читаю:
В 1830-х гг. были надстроены боковые части главного здания и флигеля. Уже в 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е.Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И.Я. Красницкого». В 1869—1874 гг. усадьба перестраивалась А.Л. Обером. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С.А. Арсеньевой.
Вот! "Пречистенский дворец"! Ну, дворец - не дворец, а красиво сказано!
Ладно, давайте еще посмотрим фото:



это фото - отсюда

а это - отсюда

Ирина Зайцева "Пречистенка 17"
Вот неплохая статья про историю усадьбы.
Кстати, так и не поняла, кто сейчас хозяйничает в усадьбе: в разных источниках предлагаются разные фамилии.
Равно как и судьба старинных интерьеров особняка: от "не сохранились" до "сохранились в пример другим".
И еще. Про особняк Коншиной прочитала, что он был отдан Айседоре Дункан под школу танцев.
А сегодня на страничке alliruk читаю: "Особняк на Пречистенке, предоставленный советской властью Айседоре Дункан под школу танца". И фото усадьбы Давыдова.
Опять же - не принципиально. Но все-таки? Есть знатоки?

Особняк Попова-Морозова (Смоленский бульвар, 26/9)



Фото отсюда (и статья интересная!)
Автор статьи "Охраняется от граждан" Наталья Давыдова пишет:
"Напоследок нам все-таки повезло — дверь особняка ... поддалась, и мы попали прямо в "египетский холл". Говорят, при дореволюционных владельцах здесь стоял настоящий саркофаг с мумией. Но сфинксы, охраняющие лестницу, пикирующие с расписных потолков стилизованные грифы, орнаменты из таинственных знаков на стенах — все это впечатляло и без мумии."


Нынешний особняк построен на углу Смоленского быльвара и Глазовского переулка на фундаменте прежнего старого дома в 1877 году для чаеторговца К.С.Попова архитектором А.И.Резановым. К.С. Попов торговал ввозным чаем и прославился тем, что заложил первые отечественные чайные плантации на Кавказе. Но в 1890 году Попов продает особняк и он становится собственностью М.А.Морозова, представителя знаменитейшей купеческой фамилии дореволюционной России.
Дом выполнен в классическом стиле, а внутри способен поразить самое богатое воображение. Египетская парадная, охраняемая сфинксами, орнаменты из таинственных знаков по стенам, самый настоящий саркофаг с мумией в прихожей - все это будто на машине времени переносит посетителя в минувшие тысячелетия. Открывая двери, переходя из зала в зал, путешествуешь по культурному наследию разных народов. Тут и античная Греция, и пышный Восток. Даже не верится, что сложные узоры восточной гостиной, из которых состоит буквально каждый сантиметр стен и потолка, выполнен руками русских мастеров, настолько неотличимо все от лучших образцов арабского декоративного искусства. (Очень хотела найти фото, но мне не удалось. Мадам_Елена)
В 1890-х гг. М.А.Морозов увлёкся коллекционированием. Первоначально приобретал полотна русских художников А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, С.А. Виноградова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Г. Перова, В.А. Серова (портреты самого Морозова и его сына М.М. Морозова), К.А. Сомова. В его коллекции имелось также значительное собрание икон.
Наиболее яркая часть коллекции - французская живопись, представленная работами Э. Дега, М. Дени, К. Коро, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Тулуз-Лотрека и др. Первым из российских коллекционеров Морозов оценил творчество П. Гогена, В. ван Гога, П. Боннара, познакомил с их работами московских любителей живописи, привлёк к ним внимание других коллекционеров — своего брата И.А. Морозова и С.И. Щукина. В начале 1900-х гг. его коллекция включала 83 произведения русской и западноевропейской живописи, 10 скульптур, свыше 60 икон. В собрании Морозова была египетская мумия в деревянном, раскрашенном саркофаге (приобретена в Каире в 1894), в 1896 Морозов передал её в дар Румянцевскому музею.
Умер Морозов рано, 33-х лет, а коллекцию его жена, Маргарита Кирилловна, в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.
В 1910 году особняк был продан фабрикантам Ушаковым, а в 1918-м национализирован. 10 ноября 1918 года здесь состоялось торжественное открытие клуба имени Октябрьской революции, на котором выступал В.И.Ленин.  В начале 1920-х годов в особняке ютился начинающий писатель Ф.В.Гладков, написавший здесь свой знаменитый роман "Цемент". Потом был райком партии. После возврата частнособственнических идеалов дом выкупили учредители  банка "Российский Кредит".
Источник
Ну, и по традиции - несколько фото из "Яндекс-Панорамы"
Со стороны Смоленского бульвара
Особняк Морозова3 (700x418, 50Kb)
Особняк Морозова (700x419, 55Kb)
Со стороны Глазовского переулка
Особняк Морозова1 (700x423, 48Kb)
Особняк Морозова2 (700x418, 45Kb)
В том же Глазовском переулке, только на четной стороне, находится
3730550_Glazovskii_pereylok (700x411, 51Kb)

Особняк Отто Листа, он же Дом дирижера Сергея Кусевицкого (Глазовский переулок, 8)

Дом дирижера Сергея Кусевицкого5 (693x700, 157Kb)
Чуть ли не первый московский особняк в стиле модерн.

Построен в 1898-1899 годах. Это был собственный дом известного архитектора Льва Николаевича Кекушева.
Фото отсюда
Дом дирижера Сергея Кусевицкого4 (700x466, 406Kb)
При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля (см. авторское описание особняка в журнале "Зодчий" за 1901 год). Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, так неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Автором мозаики над входом предположительно является британский архитектор и художник Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW"), соавтор проекта гостиницы «Метрополь».
Дом дирижера Сергея Кусевицкого1 (700x564, 106Kb)
Дом дирижера Сергея Кусевицкого2 (700x572, 145Kb)
Хотя Кекушев строил особняк для себя, он почти сразу же был продан фабриканту Отто Листу, а затем и Наталье Кусевицкой из богатой семьи Ушковых, чьё состояние сыграло значительную роль в деятельности её мужа – виртуозного контрабасиста, известного дирижера и музыкального просветителя Сергея Кусевицкого.
Дом когда-то звался "музыкальным": здесь в 1909 году в доме жил друг Кусевицкого – композитор Александр Скрябин, бывали Сергей Рахманинов, Николай Метнер, гостил Клод Дебюсси.  В середине XX века в особняке находилось посольство Аргентины, позднее он был передан Представительству Правительства Калужской области, которому в настоящее время и принадлежит.
Источник
Дом дирижера Сергея Кусевицкого3 (700x612, 119Kb)
Фотографии из альбомов «Особняки» laroksana, «Московские дома» Гортензия на Яндекс.Фотках

Фото отсюда
В одном из альбомов в описании особняка прочитала:
"Московская молва считает этот особняк домом булгаковской Маргариты."
Однако, скорее всего, это ошибка. Прошлым летом я прочитала интереснейшую книгу "Булгаков на Патриарших" Бориса Мягкова, одного из первых исследователей творческого наследия М.А. Булгакова. Так вот, он склоняется к тому, что прототипом "Особняка Маргариты" послужил "Дом со львом" (Остоженка, 21)

(фото отсюда)
он же

Особняк Кекушевой


Дата создания: 1900г. - 1903г. Архитектор: Кекушев Л.Н.
Особняк на Остоженке своими формами напоминает средневековый европейский замок. Это второй особняк, выстроенный архитектором Кекушевым для себя (официально принадлежал его жене). Он является одним из признанных шедевров модерна в Москве
В архитектуре и декоративной отделке здания обнаруживаются явные проявления стиля модерн: асимметричность композиции, проявляющаяся в разновысотности объемов, фантастически выгнутые контуры проемов, наличие растительных мотивов в орнаменте.
Своеобразная авторская подпись, скульптура льва, венчала уличный фронтон (к сожалению ныне утрачена).
В наше время в здании располагается бюро военного атташе Египта.



Фото из Альбома «Moscow 2010» SandorLen на Яндекс.Фотках
Один и тот же архитектор и первый владелец - Лев Кекушев, одинаковый стиль этого особняка и особняка в Глазовском - возможно, это и послужило почвой.
Ничего не хочу утверждать, это - не мое дело, но лично я больше склоняюсь к второму варианту. И вот почему. Во-первых, особняк на Остоженке больше подходит к тексту романа территориально. А во-вторых, -  я цитирую Б. Мягкова: "Оказывается, у одного из прототипов Мастера - Сергея Топленинова - была "своя Маргарита" с не менее романтической историей, связанной с "готическим особняком". Звали ее Мария Кекушева, дочь известного архитектора Льва Кекушева, чей двухэтажный дом-особняк до сих пор красуется совсем близко от "дома Мастера" (как и в романе!) - на Остоженке, 21. В начале их отношения складывались трудно: ее домашние были против этой связи, и прибежищем влюбленных было скромное топлениновское жилье. Мария убежала из своего благополучного "готического" особняка в подвал к Сергею. Прошло несколько лет, ситуация изменилась, они поженились, и Сергей Топленинов перебрался к своей возлюбленной в особняк, где жил до самой смерти..."
Надо будет спросить у Бори Соколова, когда соберемся (если соберемся) на очередную встречу нашего выпуска, что он думает по этому поводу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий